[Список текстов] [Войти]

Любава

    Один дома у Леонида Костюкова

Вы знаете, что я внимательна к детским книгам и игрушкам. Книга, о которой я хочу рассказать, встанет в один ряд с кубиками Перфонтана, Собирайной и Коварными самцами.

...

“Один дома”, детская домашняя энциклопедия

редактор О.Старикова

Тираж 2000 экз, М., ОГИ,

370 р, Московский Дом Книги

Биография автора

Л. Костюков окончил механико-математический факультет МГУ и Литературный институт (семинар Анатолия Кима). Преподавал в школе литературу и математику. Публиковал статьи, эссе, стихи, прозу в периодике («Дружба народов», «Соло», «Авторник», «Арион», «Еженедельный журнал», «Независимая газета» и пр.). Изданы отдельно роман и сборник рассказов. Был куратором литературных вечеров в Ахматовском культурном центре, участвовал в качестве постоянного ведущего в работе Эссе-клуба. Победитель сетевого литературного конкурса «Улов» (весна 2000 г.). Шорт-лист Премии имени Юрия Казакова (2000). Отец трех детей источник

Чего мы ожидали, покупая книгу? Доходчивого рассказа на тему “Что делать ребенку, который попал в экстремальную ситуацию – остался без взрослых дома, как выжить.” Истории о бытовой технике, о первой медицинской помощи, о том, как затушить пожар, перекрыть водопроводные и газовые краны, выключить элекричество, как согреться, как подать сигнал о помощи. Что делать во время стихийных бедствий или если взрослые умерли, если у мамы прямо дома рождается ребенок или если в дом забирается преступник. Что делать категорически нельзя. Конечно, мы не думали, что это будут суперинструкции, как сделать дом неприступной крепостью и безопасным пространством. Но что-то в таком роде.

Ничего из вышеперечисленного в книге не было. “Один дома” - тексты про уборку квартиры, украшение стен, помощь маме на кухне, заботу о младших детях, про поиски ближайших магазинов, телефонные разговоры (нет, об опасности некоторых звонков не было сказано ни слова), тексты про сбор грибов и ягод в безопасном лесу, про работу на огороде, швейные и столярные работы – короче, про детский труд. Который, кстати, запрещен.

Семь основных недостатков книги:

  1. Фантастическое видение мира у автора

  2. Плохой русский язык

  3. Большое количество простонародных, грубых, пренебрежительных слов

  4. Большое количество религиозной пропаганды

  5. Сексизм

  6. Дегуманизация детей

  7. Политизированность книги и оправдание иерархической модели государства.

    И это еще не всё:)

Вам удивительно, что подобные моменты вообще можно отыскать в детской книге? Вообще-то мне тоже.

На какой возраст рассчитан текст? Автор предполагает, что ребенок не умеет отличит шуруп от гвоздя, что ребенок не знает, что такое электромоторчик (это притом что у многих детей  в наши дни есть конструктор-электросхема с диодами, транзисторами, микросхемами, резистором, конденсатором, катушками индуктивности, пьезоэлементом и даже четырехлетний малыш умеет сделать так, чтобы лампочка горела и пропеллер крутился; а уж позабивать гвозди к пяти годам успевает любой. Терентий участвовал в сборке шкафа в четыре года, мой пятилетний брат забил килограмм гвоздей в огород). В то же время читающий ребенок должен знать слово “фактура”, и хорошо представлять, кто такие Гоген и Ван Гог.

Также автор предлагает ребенку сделать простецкие вещи: "Набросай, кстати, чертеж имитационной швейной машинки” (стр.203). И ободряет "Тебе проще: надо просто вникать и осваивать - клавишу за клавишей на компьютере..." (стр. 107) К трем годам дети прекрасно знают, как пользоваться компьютером.

Итак, для какого же возраста книжка? Загадка.

Переходим к списку претензий.

1.Фантастическое видение мира у автора

Книга утверждает, что из дерева можно сделать сковороду, а сталь – сварить в кастрюльке(стр. 186). Это, несомненно, расширит представления детей об окружающем мире: "По пальцам можно пересчитать, чего нельзя сделать из дерева. А можно, например: ткацкий станок до последней детали, действующую сковороду, иглу..." (стр.156)

Деревянная платоновская сковорода - это то, что сразу же припомнит всякий младший школьник, ведь так? Ради эксперимента я спросила у девяти литераторов и одного физика про эту сковороду. Вспомнил текст один человек. Физик сказал, что в научной литературе ничего такого не встречал, но теоретически допустил. Один литератор и критик сказал, что “в каких то занимательных книгах по физике что-то про это было”.

Также сюда, в тему фантастического видения мира, можно отнести пассаж о реставраторе:

"Движения реставратора так точны, будто он вскрывает микроба. Само время подвластно ему." (стр.194)

Желающие могут объяснить мне смысл этого высказывания. Автор написал мне, что это юмор. У вашего ребенка как с чувством юмора? Он способен оценить подобную искромётность?

2. Плохой русский язык

В этом пункте будут в основном цитаты.

 "В частности, никогда не всё равно, вдоль или поперек дерева работать" (стр.160)

"Тайник под обоями или в батарее под силу организовать маститому* подпольщику и террористу, а хранить там рекомендуется оружие и наркотики." (стр.28)

*Маститый(книжн.). Почтенный, заслуживший своей долголетней деятельностью общее уважение; преклонных лет. Маститый ученый. Маститый старец. Толковый словарь Ушакова.

"Красный плохо сочетается с зеленым (только в попугае)" (стр.31)

"Борись с ней /с ленью/ сейчас: так ты сэкономишь себе массу сил и времени для настоящей творческой работы и (что уж греха таить) для полноценного отдыха" (стр.61)

Про сорняки: "...вырываются, как ручка из колпачка", "нужно поворочать, как ключ в замке"

Про ягоды: "...сосуд для сбора должен быть не в руках (висеть на шее или крепко усесться между ветвей), опираться нужно спиной" (стр.152)

"Сонеты Шекспира не меняются ни одной буквой" (стр.168)

"Машинка в общем-то не едет или едет постольку поскольку, на шнуре, на радиоуправлении, от сих и до сих." (стр.183)

”...разрезали себе джинсы на коленях (хорошо, что предварительно сняв)" (стр.204)

"Отличие реставрации от просто починки - маскировка ремонта." (стр.192)

На странице 233 детей ожидает вопрос теста, который им не удасться понять с первого раза.

1. Что должно быть уже в процессе производства одной дырки, сверло или шуруп?

А. Сверло

Б. Шуруп.

В. Одинаковые

Г. Всё равно

Великолепный хорей (“Буря мглою”) со страницы 99: "Едкий кетчуп проедает твой желудок до штанов"

“Конструкция, похожая на Кощееву иглу (кот в доме, дом в городе)”... (стр.92)

"... о информационном шоке" ... дикарь в супермаркете... Другой классический пример: мы с тобой за приборной доской современного самолета. Это драматичнее супермаркета, особенно если самолет уже летит.” (стр. 106)

"С помощью телефона ты можешь получить ту информацию, которую лично хочешь получить. Ну и, конечно, поболтать на досуге" (стр.112)

“Можно взять еще маленькую кружечку, можно собирать прямо в бидон обеими руками. Как удобно тебе. Но важно, чтобы тебе было удобно" (стр.131)

"А в пасмурный день или в густой чаще солнца не видно. Нужен все-таки компас. Или не углубляться" (стр.135)

“Антон Павлович Чехов в своей гениальной пьесе "Вишневый сад" (которую ты будешь проходить в старших классах, но не худо было бы и прочитать) связывает образ сада...” (стр.138)

3. Большое количество простонародных, грубых, пренебрежительных слов

Как на ваш взгляд, в каком из примеров использование грубых слов оправдано:

"придурок-брат смотрит свой мордобой по телевизору...смачные звуки мордобоя и омерзтельные ароматы еды лезут в больную башку. Лучше было бы умереть маленьким." (стр.15)

“не обижайся на идиотские для опытного человека рекомендации” (стр.38)

“И стоило ли переться в такую даль...чтобы сидеть в вонючем ватнике у невырытой канавы совершенно бесплатно, а этот чертов бригадир куда-то задевался” (стр.60)

"Дерьмо!!!Где же этот чертов листок?!" (стр.122)

“...швыряй подлые сорняки, мерзкий борщевик (стр.141)

И еще о сорняках "для острастки просто тюкнуть тупой стороной по башке" (стр.143)

"...всё дело в проклятом вопросе, дерево перед нами или куст" (стр.151)

"- Ну что, Витёк, порожняком? - спрашивает сосед дядя петя, роясь в мотоцикле. - Мои вчера сходили, говорят: полный голяк." (стр.173)

"...извините за грубое слово, будет прохвост" (стр.192) – это единственная страница, на которой автор извиняется за грубость.

"Можно присобачить к щекам румянец..." (при лепке из пластилина) (стр.93)

"...если тупой автоответчик в состоянии грамотно получить информацию, и ты это сможешь" (стр.114)

"В самом поганеньком, крошечном лесочке полно легких и сухих дров для шашлыка" (стр.133)

"Есть другое мнение: нельзя пускать человека, как свинью в огород: он там все изгадит. Пусть сидит в городе, как двоечник в углу, и задыхается в собственной мерзости" (стр.136) Что должен понять ребенок, прочитавший абзац? Что двоечник мерзок? Или что каждый человек мерзок? Или что все человечество никуда не годится? Это довеском к нескладухе.

Я знаю очень многих людей, которые при слове “черт” крестят рот и для которых неприемлемо в детской книге “проклятый”, “дерьмо”. В общем, это совершенно удивительное хамство в десткой книжке совмещено с

4. Большим количеством религиозной пропаганды.

"Рай, из которого Господь изгнал нашего праотца Адама, не был ни городом, ни лесом. Она был с а д о м, то есть природой, подчиненной Высшей воле Садовника. И слово крестьянин, означающее человека, трудящегося на земле, родственно христианину, то есть идущему за Богом и Божьим сыном Исусом Христом. Подумай об этом." (стр.138)

На странице 148 в тексте как бы вы думали, про что? Про депортацию! “И лучше для начала попробовать переселить всех этих людей на новое место. А уж когда откажутся, тогда сажать и стрелять. Мы с тобой скажем так: этот политик относится к живым людям ничем не хуже его самого, как к колорадским жукам. Это большой грех и он за этот грех непременно ответит. "

"В физике есть такое понятие "энтропия". Примерно описать его можно так: храм Василия Блаженного достаточно сложно устроен...Руины... храма были бы уже устроены проще..." (стр.153) – от этого примера мне, нерелигиозному человеку, стало плохо. Я много лет ходила смотреть, как восстанавливают этот храм. Видимо, религиозный Леонид Костюков подходит к таким вещам просто и с юмором.

"Ты вдыхаешь жизнь в созданный тобой мир. Взрослые называют это игрой. Но ведь они, по существу дела, поступают точно также, и все эти визы, сигары, "мерседесы - тоже элементы большой веселой игры. Неужели действительно стоит лететь в Париж целой делегации дядей в пиджаках, только чтобы поставить одну подпись на каком-то контракте? Конечно, нет. Просто забавно слетать в Париж, а контракт - хороший повод. Уж не говоря о Господе, который тоже смастерил наш мир, а потом по велению Своей фантазии вдохнул в него жизнь." (стр.191) – в этом примере всё, от весёлой игры до Господа – за гранью понимания.

"Посмотри, как красиво одел Создатель селезня и павлина" ... Куда деваться детям, которые в курсе эволюционной теории – не понятно. Далее за Создателем, селезнем и павлином, следует стихотворение виталия Пуханова про "шелестящие души" колорадских жуков, в котором тот "призывает нас с тобой к смирению и милосердию по отношению к бесполезным для нас Божьим тварям" (стр.195) О "бесполезных тварях" скажу позже.

5. Сексизм.

Автор мыслит себя как человека широких взглядов, заступника женских прав. Несколько раз он делает пространные отсупления на этот счет, которые, однако, никак не исправляют впечатления от подобного:

"Дорогой друг! (Если даже ты девочка, привыкай к такому обращению)" (стр.211)

"Если ты девочка, то, надеюсь, ты понимаешь, зачем тебе разбираться в домашнем хозяйстве" (стр.8)

"Он настоящий мужик, а не барышня в соломенной шляпке" (стр.14)

"Мальчики любяи играть в машинки. Девочки любят играть в куклы..." (стр.25)

"...тут посади девушку, чтобы, сам понимаешь, ноги, руки, ну, не мне тебя учить" (стр.192)

“...шрамы украшают мужчину” (стр.201)

“Тест 1, Вопрос 1

Зачем мужчине овладевать навыками домашнего хозяйства?

А. Чтобы написать энциклопедию.

Б. Чтобы обрести независимость и уметь жить без посторонней помощи.

В. Чтобы помогать жене.

Г. Чтобы контролировать жену. ”

23-25 баллов "вы достойны звания хозяина" (стр.215)

"Родился мальчиком - служи в армии. Родилась девченкой - будь любезна, рожай. Ну уж нет, давайте обратно мальчиком. " (стр.73)

В тексте про выбор фотографий на стр. 95: "Посоветуйся с мамой. Может быть, она добавит к твоим восьми еще две, которые особенно нравятся ей. Еще три - от папы. И достаточно..." Почему от мамы – две, а от папы -три? Что за убогое доминирование?

В развитых странах такой текст вызвал бы сейчас недоумение.

6. Дегуманизация детей.

О величайших ценностях : "Доллары в вазочке, рубли в ящичке, драгоценности в коробочке..." (стр.67) Автор несколько раз пишет, что важнее всего жизнь, но эта удивительная формула великолепна, не так ли?

"...как при охоте не убить зверя и даже не ранить его всерьез, а только раздразнить" (стр.140) Как-будто книгу писало несколько личностей. Одна была с приветом, вторая страдала копролалией, третья – мистической интоксикацией, а еще одна была кровожадной и хотела всех убить.

"Зато какое наслаждеие, когда враг схвачен и обезврежен" (о сорняках) (стр.141)

“Пенопласт - идеальный материал для целой флотилии, которую не жалко потом разбомбить" (стр.167)

На странице 174 рассказывает как делать рогатку и арбалет, на 176 – как делать трубочки-стрелялки и на 177 – как делать из гвоздя меч деревянного супемена. Конечно, автор оговаривается, что нельзя стрелять по живой мишени. Как вы думаете, по чему все-таки будет стрелять ребенок в итоге?

Окончательно убило отношение автора к великой русской проблеме:

“...надо отстегнуть на бутылку бульдозеристу, но это в пересчете на каждого – копейки” (стр.60)

"Там твоему папе за бутылку вынесут пакетик держалок, наконечников и пружинок" (для настольного хоккея) (стр.188)

"У настоящего закройщика всегда полно цветов и коробок с конфетами" (стр.199)

Эту цитату вы уже видели выше, в теме о религии. Но здесь есть странный взгляд на жизнь, который почему-то предлагается для усвоения всем детям:

"визы, сигары, "мерседесы" - это тоже элементы большой веселой игры" (о взрослой жизни) (стр.191)

Страница 73 сообщает: "Родился мальчиком - служи в армии. Родилась девченкой - будь любезна, рожай. Ну уж нет, давайте обратно мальчиком. " Эта цитата была выше в теме сексизма. Здесь же она приводится в качестве милитаристской.

Отношение к животным у автора тоже своеобразное. Он и не подозревает о самоценности животных и растений. И пытается отыскать эту самую практическую, доступную ему, сторону любви к животным: "животное только кажется бесполезным" "В заботе о нем ты лучше понимаешь что такое вообще семья". Бонус: "на годовщину свадьбы подарил ощипанного ежа".

В тексте книжки много чужих, неуместных или возрастных стихов. Например, есть такое: "если сад превращается в лес - это значит что запил садовник" (С.Самойленко). И это очень полезная информация для детей.

7. Политизированность книги и оправдание иерархической модели государства.

"..легенда о Родине. Вдали от нее мы теряем силы, и нас тянет вернуться." (стр.14) Вот так еще пишут в своих книгах москвичи. Имея возможность прочесть “Книгу о Родине” Ирины Сандомирской. Вообще что этой фразой автор прививает малышу? В наши дни место жительства не имеет принципиального значения и обычно связано с работой. А с тех пор, как большинство людей стало знать два, три и более языков...

"Почему же ни мама, ни милиция, ни спасатели все еще не нашли тут заваленного мусором человека?! Куда смотрит президент?" (стр.17) Отлично. Ребенок должен расти рабом. Вечно глядеть наверх и ждать приказа. Или как? Юмор такой? Может, для кого-то президент – это юмор. Для России это слегка не смешно.

"Тайник под обоями или в батарее под силу организовать маститому подпольщику и террористы, а хранить там рекомендуется оружие и наркотики." (стр.28) Вы помните этого маститого террориста, да? Он был в теме “плохой русский”.

И снова о депортации со страницы 148: "...наделенный властью человек видит опасность или вред в большой группе других людей...определенной национальности или веры. Он (этот властный политик) с удовольствием бы истребил бы этих неудобных людей, да вот ООН, ЮНЕСКО, разные комиссии по правам человека... И лучше для начала попробовать переселить всех этих людей на новое место. А уж когда откажутся, тогда сажать и стрелять. Мы с тобой скажем так: этот политик относится к живым людям ничем не хуже его самого, как к колорадским жукам. Это большой грех и он за этот грех непременно ответит. " Далее следует стихотворение виталия Пуханова про "шелестящие души" колорадских жуков, в котором тот "призывает нас с тобой к смирению и милосердию по отношению к бесполезным для нас Божьим тварям"

Отдельно стоит выделить прелюбопытнейшие и ценные для современных деток рассказы автора о советском быте. Зачем это знать современному ребенку, который остался один дома – непонятно.

...помню мы работали в колхозе на уборке картошки.... (стр.142) Много бы потеряла эта фраза без слова “колхоз”? И какое-то странное эхо: Много ли бы потеряла детская литература без такой книги?

"В принципе можно нарезать хлеб и резать мясо черенком от столовой ложки. (нам, кстати, так и приходилось поступать в столовых нашей юности, потому что ножей там отчегото не было. Наверное, боялись нечаянно подарить оружие зашедшему покушать преступнику. Но чем для него тупой столовский нож лучше хорошей вилки - можно только гадать." (стр.161)

Автор пишет о немаловажном факте – о дефиците телевизоров в СССР (стр.104). А настоящее время характеризуется у него дефицитом денег, когда приходится покупать “не самые плохие вещи и еду возможно дешевле." Зачем при таком подходе к жизни заводить детей - непонятно. Не можешь купить ребенку качественную еду? Не можешь купить хорошую одежду? Но не нарушает ли это права ребенка?

Также ребенка спрашивают, посещают ли его родители “время от времени... оптовые рынки”. Думаю, это делают далеко не все. Во многих городах просто нет таких рынков. Но разве нужно это учитывать? Пишем о Москве, остальных людей просто нет.

Также современных детей из благополучных семей удивит, что энциклопедия советует им такое:

"Некоторые мужчины стирают вечером носки также машинально, как чистят зубы. Одной проблемой у них меньше." Я вообще впечатлена этим пунктом. У меня вопросы: Что делают с носками женщины? Как это влияет на проблемы женщин? Какие проблемы остаются у мужчин, машинально стирающих носки? Почему в путешествии (автор аргументирует необходимость навыка путешествием) таки нельзя купить носки или сдать в прачечную грязные вместе с остальной ношенной одеждой? Как поступать с трусами?

Также автор пишет, что носки лучше стирать руками, чтобы носки не сломали машинку. Смотрите, как зарыдали мешки для для деликатной стирки, которые приобретаются теперь вместе со стиральными машинками! Ах, они никому, оказывается не нужны.

Теперь внимание, откуда вообще возникают носки: "Лучше не полениться и купить новую пару носков - ими торгуют бабушки у любого метро" (стр.207) А тем детям, у кого нет в городе метро что делать? Куда бежать???

Детей обучают ставить заплатки (у вас есть вещи с заплатками?), класть под кровать зеленые помидоры “долёживать”, изготавливать вручную настольный хоккей (стр.186), восстанавливать рисунок обоев, порванных котом (стр.193)

В книге упоминаются какие-то чуковские галоши (стр.173), и совсем упущено, что для велосипеда есть замок, звонить можно по мобильному, телевизоры теперь не взрываются (стр.111), а картины Пиросмани, Гогена и Рериха можно найти в интернете. И мне казалось, что общеизвестно, что шизофрения не связана с просмотром телепередач.

Город, в который помещает ребенка писатель Леонид Костюков ужасен: мертвый асфальт, аэрозоли, автомобили-убийцы, кислотные дожди, "нагрузка на позвоночный столб при повороте набитого автобуса сравнима с тяжелоатлетическими рекордами", "авитаминоз такой, что, куснув бутерброд, ты обычновенно оставляешь в нем все свои зубы” и так далее...

К счастью, многие дети живут в более здоровых условиях.

На этом семь основных тем закончены. Дальше.

О культуре питания.

Вернее, о стереотипе питания, навязываемом всем детям без разбору.

Страницы 38-53, где автор делится с нами своими кулинарными секретами, поразительны. Полезной для здоровья детей еды там не предлагается. В каждом рецепте – обязательные животные компоненты (сало !, сливочное масло, маргарин, яйца, молоко, рыба, майонез, кальмар, говядина, курица, колбаса, сыр).

Самое неприятное даже не в безнравственности этой главы, не в том, что здоровье детей губится и формируется неправильный пищевой стереотип. А в том, что она нивелирует различия между детьми. Что почувствует, читая рекомендации Леонида, малыш из неправославной семьи, малыш-вегетарианец, малыш-инвалид, которому нельзя есть предложенные продукты, ребенок с аллергией на орехи или какао, ребенок, которому нельзя сахар?

Не предложены способы питания, подходящие для всех. А это не так сложно было сделать. Например, просто рассказав детям, как правильно мыть овощи и фрукты. Изложив основы здорового питания.

Как это не странно, нее все дети едят мороженое, о котором написано на странице 178. Более того, многим детям (астматикам, диабетикам, аллергикам) упоминание о мороженом причинит страдания. Что сделает ребенок, если ему напомнить о мороженом? Правильно! Он его требует. И какой же родитель считает нормальным покупать лишний раз такой вредный продукт?

Детей, для которых нравственно неприемлемо убийство, поразят не только рецепты, но и мясной пирог (стр.119)

Странные советы

Несколько советов вообще очень странные. Детям предлагаю измельчать морковь соковыжималкой и мясорубкой... - по мнению автора это целесообразнее, если мама “попросила потереть морковь для салата”(стр.61)

На стр. 208 автор учит детей, как плавить пластмассу, не оговаривая, что для этого надо выйти на улицу.

Страница 108. "Хорошо бы, кто-нибудь убрал с нашей площадки все собачьи какашки. ... скрестить собаку с пулеметом, чтобы она гуляла в нашем дворе, а какала в соседнем... хитроумные буржуи выдумали такой аппарат: веник, совок и целлофановый пакет..."

На странице 109 рекомендуется неизвестно откуда перетащить на свою площадку футбольные ворота, но не сказано ни слова о том, что незакрепленные ворота убивают детей. А это очень важная тема.  Советую родителям, которые прежде не встречали информации на эту тему, прочесть мой текст: Почему на детей продолжают падать незакреплённые футбольные ворота?

"Бывает, городской человек настолько дуреет от богатого кислородом воздуха, что ему срочно требуется нюхнуть выхлопных газов, чтобы прийти в себя..." (стр.127)

В главе про лес написано, что медведь, кабан и лесной пожар - это пустяки. Ну да, это же книжка для москвичей. Которые никуда никогда не поедут, потому что их приучают нищенствовать, а не организовывать жизнь достойно.

Упоминается про мусор в лесу. Но ни слова не написано о том, что мусор в лесу следует самостоятельно убирать.

Автор считает детей неумными. На странице 211 мы видим следующее: "Во-первых, ты и книгу толком не усвоил. Что написано на 67 странице? То-то. А во-вторых, мы вроде как только прошвырнулись по огромному зданию..."

Я сравнила тест книги, который ушел в издательство с текстом, который был издан. Занятная правка коснулась главы “Двор – мое ли дело?” Слова “Юрий Лужков” заменены словом “мэр”. Браво!

Резюме: эта книга идеально подойдет для детей из нищей псевдоправославной патриархальной гетеронормативной российской семьи, проживающей в крупном, загазованном городе типа Москва в самом плохом районе. Она понравится родителям, ведущим нездоровый образ жизни, привыкшим к тому, что все решает бутылка и тем, кто выражается дома. В восторге будут взрослые, которые не следят за тем, во что одет и обут их ребенок.

Вот что должно быть написано на обложке вместо текста, который там сейчас: "Не проходи мимо! Эта книга станет частью твоей жизни на долгие годы! Ты и чихнуть правильно не сможешь, не прочитав в ней соответствующую главу! Всё человечество делится на тех счастливцев, которые уже прочли эту потрясающую энциклопедию, и тех счастливцев, которым это незабываемое наслаждение еще предстоит!"

Последний мой подарок вам, дочитавшим текст о бредовом сочинении до конца. "Постепенно логика процесса починки войдет в твой мозг, в твои пальцы, в твой опыт. Не сразу (годам к восьмидесяти) твоя рука сразу будет тянуться к больному месту машины и вынимать оттуда негодный клапан так же уверенно, как дятел вынимает жука из-под коры. Но это в перспективе. А пока - наблюдай, размышляй, пробуй." Стр.21.

Леонид же Костюков наверняка очень рад, что у него вышла книга. Ведь теперь он может почувствовать то, что сам в библейском стиле советует детям на странице 185: "И почувствуешь, какое это удовольствие - сделать хорошо то, чего можно было бы и вовсе не делать".

4 сентября 2011 года