[Список текстов] [Войти]

Любава

    Люди не должны видеть наших слёз (Голод-33)

18.2.2009

Любава Малышева

Люди не должны видеть наших слёз

29 ноября 2008 года в киевском Доме Кино, в кафе, в один из дней правозащитного кинофестиваля «Ступени», нас с Леной, оператором, пригласили посмотреть работу «Пейзаж після морy». Мы как раз собиралась на показ фильма, с которым приехали на конкурс. Время совпадало, фильмы шли одновременно, в разных залах. Поэтому я отказалась. Но, честно говоря, даже если бы планов не было, я ни за что бы не пошла на массовый просмотр ленты про Голодомор. «Люди не должны видеть наших слёз» - так бабушка говорила.

Сейчас тема преступлений большевиков на пике популярности. Публикуются архивы, реабилитируются репрессированные, сносят памятники, переименовывают улицы… Самый первый фильм о Голодоморе – «Голод-33» http://kinozal.tv/details.php?id=120211 , снятый, как я понимаю, как только появилась возможность, в 1991 году Олесем Янчуком на киностудии им. А.Довженко - получил на днях очередную премию на зарубежном кинофестивале. Представляю, что теперь начнётся в русских СМИ. Поэтому, собственно, я решила дать вам ссылку на этот фильм и на книгу, по которой он снят. Потому как среди моих знакомых младше 30 лет я не знаю ни одного человека, который бы признавал Голодомор.

Одного из оккупантов в «Голоде» играет тридцатилетний киевлянин Алексей Горбунов. Начало девяностых было революционными для Горбунова – роль в фильме «Яма» (по Куприну) сыграна им почти в том же образе – аморального существа, которое, усердно теоретизируя и используя любые средства, борется за некую «высшую справедливость». Исторические хроники совершенно дискредитировали способ борьбы, доставшийся прототипам персонажей Горбунова. Побеждая, рассуждающие о благе людей заливают небывалой кровью побежденные тирании. Борец за свободу всегда оказывается почему-то ужаснее предыдущего угнетателя. Роль Горбунову удалась. В 1991 году молодому актеру было присуждено звание Заслуженного артиста Украины.

Режиссер Янчук, судя по фильмографии, весьма политкорректен, много снимает на национальную тему. Однако «Голод-33» не напоминает – на мой взгляд – традиционную грубую пропаганду, к которой остатки моего поколения привыкают второй раз. Скорее вы воспримите фильм, как очень медленную, тихую, малоцветную, скорбную песню. Стон. Тем, кто на Украине жил – тем будет сложно смотреть из-за собственных ассоциаций, ярких картинок воспоминаний, которые будут вклиниваться в череду экранных образов и символов.

В фильме гибнет украинская семья. Смерть приходит в просторный дом, государство разрушает некогда крепкое хозяйство главных героев картины - Дарьи и Мирона (Галина Сулима и Георгий Морозюк). Есть длинная сцена ближе к концу фильма, когда полумертвых людей красноармейцы сбрасывают в огромную яму, туда же бросают бревна, сжигают тела и засыпают землей. Тела можно сжечь. Засыпать пропагандой. Но история – это очень вредная тётка, которая всегда про всё узнаёт. От кого? От выжившего ребенка. От последнего осколочка рода.

Фильм снят по роману крупнейшего украинского литератора и философа с трагической судьбой - Василя Барка. «Желтый князь» http://www.kulichki.com/moshkow/SU/UKRAINA/BARKA/jovti_kn.txt , первый роман про Голодомор, был написан в эмиграции, в 61, в Нью-Йорке, и опубликован на Украине только в 1991 году. Сейчас книга «Желтый князь» включена в обязательную школьную программу Украины. Настанет время - перевод будут изучать российские школьники. Перевод, кстати, существует, вышел в издательстве «Дружба народов» в 2001 году.

Кажется, уничтожая украинские национальные чувства, господа революционеры не очень-то преуспели, если через семьдесят лет после геноцида я, украинка, только по слуху разбирающая часть украинской речи, родившаяся в другой стране, думающая на русском языке, всегда очень четко понимаю, как велика историческая вина России.

Может, воспоминания про войны, голод и колоски, про расстрелы и ссылки, про усыновленных, оставшихся от раскулаченных семей, детей – не совсем то, что следовало бы слушать октябренку - ну или кем я тогда была, когда были живы девяностолетние старики.

Знаете, что будет дальше? Со временем повсеместно признают преступления большевиков; всем миром осудят; Россия выплатит компенсации всем, кого оккупировала; и живым, и мертвым присвоят положенный статус жертв; напишут книгу, в которой будет пять миллионов имён. Коммунистическую символику рано или поздно запретят и приравняют к фашистской. Несколько десятков лет – и всё это произойдет. А Украина восстановит свои силы. Потому что невозможно уничтожить - народ.

- Бабушка, это кто?
- Это родЫна.
- А это кто?
- Тоже родЫна.
- А это что за могила? - могила с «ненашей» фамилией и красной звездой сверху. На остальных кресты. – Таких фамилий ведь у нас нет?
- Это красноармеец. Не из нашего села.
- А кто за ней ухаживает.
- Мы.

18.2.2009