[Список текстов] [Войти]

Любава

    В белом венчике из роз... - рецензия на фильм Михалкова

В белом венчике из роз

Мы ждали поезда на смоленском вокзале, сидя в окружении изображений ленинских «Ходоков», распевающего для красноармейцев «Василия Тёркина», шишкиналеса и разговаривали про кино. Кино, между прочим, тоже имелось – в виде фильма про авиатерорристов с пистолетиками, наполненными кислотой – оно шло по вокзальному телевизору, приковывая массы обитателей вокзала в периоды, когда новости про джамахерийскую палатку переставали оказывать свой магический рассасывающий мозг эффект.

Поговорили про фильм «12». Надо сказать, что последние годы имя Михалкова совсем неприлично упоминать – когда-то его еще можно было его любить хотя бы за то, что он часть человечества, в общем им целом, трусливого. Вернее, в поклонниках Михалкова можно было подозревать миссионерское сострадание. Если бы разговора о «12»-ти не было, я бы и не задержалась на фильме такого качества, когда переключала вчера каналы в поисках чего-либо, способствующего пищеварению. Отштукатуренные мертвецы уже заканчивали своё заседание в спортивном зале. Михалков превзошел себя. Я смотрела и не верила глазам. Завороженно.

Россия, как известно, девушка наивная и доверчивая. Она принимает за чистую монету всё, всегда и сразу. Любая шмакодявка – даже без белого коня - может выдать себя за принца, любой патологический врун легко приберет к рукам её денежки, расссказав залихватскую историю про страдания своей семьи в горах Кавказа.

В этот раз нам предлагалось съесть порцию госзаказа из серии, реабилитирующей репутацию федеральной службы безопасности. Давеча в фильме про Пушкина (с Безруковым – также снятым камарильей Михалкова) нам уже разъяснялось, что великие шедевры Александра Сергеевича создавались и выживали только благодаря вмешательству людей из органов, а Лермонтову они даже сами карандаш в пишушее место вкладывали.

Вообще, отношение к фсб в нашей стране такое же, как у «оппозиции» к рукосыле. Все знают, что это катастрофическая ложь, но вместе с тем готовы как угодно прогибаться под эту ложь. То есть плановое предательство идеи движения не воспринимается как нечто из ряда вон происходящее. Юным сопротивленцам понятно, что доносы, ложь, трусость и попрание свободы слова на индимедии есть рядовые для активиста вещи, которые не могут испортить репутацию, но наоборот, лечь неким терновым венцом (см. предпоследнюю строку поэты Блока) на главу. А чтобы утвердится поприще грантовой борьбы за свободы, надо давить все живое и свободное. За "Еду вместо бомб", как известно, немцы грантов не дают. То ли дело ме-ме-ме-мегранды.

Так и с фсб. Все знают, что служба эта должна понести наказание – перечень преступлений можете попросить в обществе «Мемориал» . Но между тем люди из гб не только не наказаны, но и продолжают считаться полноправными членами сообщества, более того, им руководят. Все параллели с рукосылой в этом абзацы вам не померещились.

Истории, граничащие с выдумками для доверчивых девушек, рассказывают обшарпанные и уродливые персонажи фильма, специально выглядящие гаже, чем Михалков. Это как, знаете, в ГУМе приказывают высокорослым продавщицам прятаться , когда магазин посещает президент и на всех телеканалах медведеподобные дикторы замещают предшественников, отрабатывая формулу «доверия к чертам лица». Так и в «12» актеры должны быть и есть уродливее Михалкова. Как оказалось, эта несложная пиар задача может быть с нашим человеческим ресурсом реализована легко. Далее. Каждый уродец со сценарным пафосом рассказывает свою неправдоподобную историю. Задача актера как никогда проста – неискренностью и некрасотой вызвать отвращение к своему персонажу. Учитывая исходный материал, эффект рождается от сочетания его со спецслужбовским гротеском: таксист-садист Гармаша, кладбищенский вор Горбунова, два персонажа, «демонстрирующие ущербность» обозначенных нерусских национальностей – еврей и грузин – откровенно обезображенный Гафт (сын очевидного предателя родины) и заторможенный Газаров (врач... сфера обслуживания, из которой не должны выходить братские народы... оформили ли вы регистрацию по месту жительства, чтобы работать на стройке?), профессиональные уроды Мадянов, Петренко, Евфремов и Стоянов – только представьте себе этот паноптикум. Но апофеоз – образ диссидента. В старорежимных очках, с выпяченными губами, обрюзгший, лысеющий и толстеющий трус, который, как и все, отказывается принять участие в судьбе чеченского мальчика (ах, как богато время на ме-ме-мемы....) – герой Арцыбашева даже не может смыть за собой в туалете.

Зритель, ты должен понять, что дешевая жизнь диссидента-правозащитника обесценилась, не начавшись, уже в молодости, когда, обходя кордоны кгб через крышу в свою квартиру он протаскивал иностранного корреспондента и предавал родину, собственно. Эта сцена преподносится в самом конце. Стало быть, степень нашего отвращения к этому персонажу – диссиденту – должна быть максимальна. С одной стороны, занятно, что фсб еще учитывает сам факт безопасного увы уже существования в нашей стране диссидентов и всё еще борется с ними идеологически-профилактиченски-дактилоскопически. С другой стороны – если есть зрители, которые и после такого фильма подают руку Михалкову (походу, прав был Евтушенко – всем тем, кто написал 12, не стоит подавать руки) то не понятно, зачем вообще такие художественные средства и затраты на кино. Всё спокойно в государстве. Шишкин лес, Теркин, Ходоки, террористы (украино-ингуше-грузино-чеченские уже, список врагов России растет)....

Сама избранная жертва присяжных – чеченский мальчик. Все брачные аферисты должны были зайтись истерическим смехом, мне кажется, с первых минут повествования о несчастной судьбе ребенка. Я же хочу только отметить сами роли, предлагаемые подчеркнуто нерусским персонажам фильма. Роль слабоумного звероподобного дурачка-сироты (чеченский сирота – это звучит), готового поверить всем, особенно солдату-убийце (любовнику покладистой матери, чеченки, утешившейся вдовы) или фсб-шнику-убийце, с готовностью начинающего считать их своими отцами-спасителями и колоритно протанцовывающего лезгинку каждые полчаса своей жизни.

Теперь о том, что же нам продаёт Михалков, нежно любящий президента (видимо, обоих сразу) – многие, наверное, помнят его рассказ о любви к Путину, да? Михалков в образе - ни больше, ни меньше - господа Бога, возглавляет собрание уродов и дураков. Ему одному понятно, кто прав, кто виноват и как надо поступать. У него тоже есть план, наверное. Крупными мазками, походя, нерезко - я бы даже сказала, через наезд за мускулистое плечо - нам объясняется, что вот он каков, настоящий человек – Суровый Герой Нашего Времени (высокие продавщицы пусть на это время вернуться к прилавкам). Тут не кстати в кадр въезжает воспоминание о приложенной к виску руке Михалкова-царя, принимающего присягу офицеров в кинофильме «Сибирский цирюльник». Видно, конторский сценарист тоже был с юмором . Он учел и использовал и царя, и коня, сделав заимстование-флешбэк «любите русского солдата», в ходе которого Михалков изображает паркинсоника, тремор которого начинается с нижней губы и переходит на весь общий план. Затрястись, как я понимаю, от любви к русскому солдату – и, косвенно - к президентам – должна страна. Не знаю, насколько получилось у создателей. Эта страна так давно от крика присела и обоссалась, что данный прием тоже считаю избыточным.

Суровый Герой Н.В. наконец-то объясняет нам, болезным, что если человека сажают в тюрьму – то это для его же пользы (посадим чеченца в тюрьму – спасем его!). Миллионы репрессированных могут облегченно вздохнуть. Их пытали, унижали и избивали не просто так. А из общей мировой целесообразности, ради добра и справедливости, понятной только высшим чинам спецслужб, прямо-таки нашпигованным пулями – то есть и сами жизнью рискуют, поди ж ты. Первобытное ожерелье из зубов заменяет Михалкову ожерелье из пуль, извлеченных (профессиональные аферисты закрывают лицо руками и сползают под стол) из ЖИВОТА сурового героя.

Итак, оправдав террор и продемонстрировав единственный способ существования настоящего мужика с мускулами (для этого походу картины люди других профессий изображаются инфантилами или пропитаны запахами большой психиатрии), Михалков-суровый герой раздевается до пояса в сортире (для того, чтобы умыть лицо), мочится стоя (картинный образ доминирования, чистый этолог Дольник), смывает за обосравшимся диссидентом (повторим этот момент для закрепления) и идет к чеченскому мальчику, в то время как вся сценарно-приемлимая страна (воры, актеры... по мелочи, короче) идет бухать, а подозрительные элементы подозрительно группируются и подозрительно бухать не идут.

Подменяющий собой правосудие Михалков в образе Бога, говорящего на языке всех животных, садится рядом с придурковатым чеченским мальчиком (названным по ходу фильма и гаденышем, и тварью, и зверем). Садится рядом с мальчиком, как раз обдумывающим, не сплясать ли ему лезгинку. И на чистом лубяноподвальском языке обращается к мальчику, обещая, что убийц его русского «отца» найдет и накажет. И как-то верится, верится в эту карающую длань справделивости, меч правосудия, сверкнувший молнией.... стоп-стоп-стоп...это кажется, Швондер уже написал до меня...

Падает снег, плохопрорисованный воробей вылетает из спортзала, где всё и происходило (снимал бы фильм чилиец - мог бы использовать стадион для метафоричности), на свободу после того, как Маковецкий-Азисский объясняет ему, что свобода – дело рук самого арестованного... запертого... заблудшего? А закон – ну что закон. Зачем закон, когда нас ведут вперед сурКовые герои нашего времени. Седовласые лысеющие парни в ожерельях из пуль, такие смелые и честные контртеррористы, плюющие в лицо опасности, защищающие чеченских мальчиков в голубых куртках и вообще! Иконка нежно помещается в кошелек, рядом с банковскими карточками. Спаси и сохрани, короче.

Россия, как я уже писала, девушка доверчивая. Кроме того, она добрая. И может терпеть долго-долго. Поэтому так склонна к паразитарным инфекциям и мазохизму. Но, в общем, рано или поздно, когда ей банально надоедает вранье, когда она устает притворятся, что любит всех своих детей, даже моральных уродов, она собирает всё, что напоминает про урода и выбрасывает на свалку истории. Горы, сложенные из гипсовых лениных и сталиных – вот про что должны видеть сны сценаристы из фсб. Гипсовый позор на веки веков. Не страшно? Было бы страшно, не жили бы так. Аминь.

9 ноября 2008 года