[Список текстов] [Войти]

Любава

    Три дня цветения сакуры

Фото Бориса Волчека

 

Весна в Москве.
Три дня цветения сакуры или
приём, уводящий от действительности

 

Imagine : c’est la guerre et personne n’y va !


Одна женщина рассказывала другой в трамвае про сакуру в ботаническом саду: "Знаешь, да там всего три каких-то деревца жалких. Я-то думала, всё будет благоухать. Мы туда еле дошли, а там - эти невзрачные цветочки. То ли дело наша черёмуха, наша вишня. Они сакуре фору дают, конечно. Да ты вот хоть на эти яблони посмотри (проезжаем мимо изнемогающих от количества цветов яблонь)..."

Да, москвичи ломятся смотреть на анонсируемое всеми сми цветение сакуры, обсуждают цветение сакуры в очередях, в поликлиниках и забивают сеть любительскими фотографиями. Что там говорить, даже нас коснулась эта психическая эпидемия. Мы с мамой, несмотря на то, что город наполнен всевозможным цветущим стафом (райское Коломенское недалеко от нашего дома, к примеру), добрались до японского сада во Владыкино и что-то там попытались разглядеть через решетку. Розовая сакура, и правда, - женщина очень точно подметила, - была невзрачна.
- Ну, это она уже отцвела почти... - сказала мама.

Маленькие розовые лепестки устилали землю. Ну да, ну да, это же не лотос, она и не должна быть размером с голову ребенка... Я решила сосредотачиваться на внутренней красоте и чистоте растения, как это принято на востоке, стараясь не отвлекаться на нависающие над нами кусты черёмухи размером с многоэтажный дом, на невероятные цветочные запахи, которые смешивались в пропорциях, известных только Зюскинду, на силу жизни, которая была во всём - в траве, в молодых листьях, в визжащем ребенке и крякающем в пруду утином выводке. Я думала, что сакура, несомненно, всё равно грандиознее своей изломанностью, жесткой эстетикой, глубиной, надо только немножко напрячься и, может, поверить в это, для начала...

Мама тем временем продолжала: - Эта сакура на самом деле у нас называется войлочная вишня. У нас такая росла на огороде, а потом вымерзла...

Выставка Саши и Илюши Иосифовых открывалась третьего числа. Савва, как оказалось, вопреки всему остался в Москве и собирался вместо выставки идти в Джерри Рубина говорить про Париж-68. Я очччень удивилась. Если кого-то сейчас интересует год неспокойного солнца, то почему никто не приехал в Мемориал на 40-летие Хроники инакомыслия или не зашел на терцины в иностранку? Тарасов, кстати, приходил. Хотя в тексте своём про Россию не упоминал (как в киноленте "Мечтатели" - самые шокирующие сцены фильм не попали). Видимо это тоже феномен сакуры. И я поняла, почему надо любить сакуру. Это же удобно. Логика тут примерно такая. Ах, вот это европейцы, вот это борцы. Умеют же! А у нас...эх бля... разливай....

И нападает на русского человека такая избирательная слепота. Потому как если знать, что и на этой земле были титаны, которые двигали горы, то возникает логичный вопрос - а мы тогда кто? Мы-то чего бездействуем?

Выступавший в Мемориале на юбилее "Хроники" Айхведе, определивший основные европейские ценности русскими именами " Бродский, Солженицын, Пастернак, Сахаров...." сказал, что важнейшим событием 68-го года - типа чуть ли не главным - было рождение «Хроники текущих событий», ибо это было возрождение хорошо забытой стратегии ненасилия. Что-то я не припомню русских имен современных активистов, которые интересовались бы "Хроникой", изучали бы, так сказать, наследие работы в условиях тоталитаризма.

Поводыри легитимного протеста отрабатывают политическую биографию, а свобода не нужна никому. Наслаждение безопасной иноземной эстетикой, имитация преданности далёкой бурной борьбе за свободу, имешей место в чужом далёком прошлом - что может быть проще. И что, на самом деле, важнее душевного покоя?