[Список текстов] [Войти]

Любава

    Шлараффенланд, страна ленивых обезьян в образах Питера Брейгеля Старшего

Питер Брейгель старший привел в живопись народную тему. Он рисовал крестьян, страдающих, увечных, нищих, измученных. Отсюда прилагательное "мужицкий" - после цикла "Времена года" ставшее довеском к его имени.

Для политехнического поколения любовь к Брейгелю, наравне со знанием текста песенки про коричневую пуговку, была паролем, способом найти заслуживающего доверия, умеющего читать между строк.

Чего только стоят митьки: "У Икарушки бедного только бледные ножки торчат из холодной зелёной воды".

Вот "Падение Икара". Землепашец, соха, перегруженный бороздами будничности первый план, море, типичный для бухты Антверпена вид, всё хорошо, всё в порядке, но куда же смотрит пастух, стоящий на соседней скале? За пределы картины... На продолжающего свой размеренный и осмысленный полёт - Дедала. А Икар - Икар беспомощно тонет, незаметно для всех, у берега. Радикально подходящие к вопросу всегда тонут, но это не повод опускать взгляд.

Внимание к парадоксальности верований ("Битва Масленицы и Поста") это не антирелигиозная линия мастерской, "анти" прогрессу вообще не свойственно; худой молящийся человек не противопоставлен пьяному толстяку на бочке, они оба - лишь отметки крайних границ нормы, заставляющие смеяться и побеждать самих себя, свои заблуждения, свои слабости, свой фанатизм.

Многие картины Питера посвящены теме освобождения фламандцев от испанских захватчиков. Вот они, страшные испанские вороны на ветвях и виселицах ) Стишок

Мастерская художника работала так: хозяин придумывал или подсматривал сюжет, тему*, и все ученики рисовали копии на продажу. Много-много копий. Брейгелей было пятеро: к уже знакомому вам добавьте двух его сыновей: Питера Младшего (Адского) и Яна Бархатного (Райского), и внуков - тоже Питера III и Яна II, они будут перерисовывать картины отца и деда вслед за прочими подмастерьями - когда подрастут. Некоторые художники специализировались на определенных элементах картины. Так, цветы на картинах рисовал Ян I.

Мастерская Брейгеля делала много гравюр с соцнаправленностью - политических и морализаторских. Если картины мало кто видел, то гравюры расходились тысячами и они сделали нидерландскую революцию, предотвратив падение в канаву вслед за слепцом. Цепи, штыки, снаряды были побеждены сыном камней глупости, иголок в стогу сена - кисточками и красками, вилами и ножами, как это всегда и бывало. Армия слепых текст

Очень популярный сейчас антиглобалистский символ "малые рыбы пожирают большую" - это переиначенный Брейгель. Ясное дело, что это поговорка, но поговорки имели бы мало шансов сохраниться без величайшей картины "Фламандские пословицы". "Привязанный к подушке" - фламандская пословица.

 "Мастер взял новую тему" mp3 - о картине "Обезьянки". Пара, закованная в кандалы, и - море вдали, море с военными кораблями.

Песня "Безумная Грета" mp3 - о женщине, олицетворяющей ужас войны. Маркитанка, мародерка, кричащая с картины, идущая по горящему миру.

Сходный мотив в "Триумфе смерти", неоригинальный сюжет. Кстати сказать, брейгелевские сюжеты - народны - и эксплуатировались всеми живописцами шестнадцатого века. А любим более прочих Брейгель - из-за того, что все темы соединил идеей освобождения.

Тема нашего разговора - Шлараффенланд, страна лентяев из сказки Ганса Сакса - типичная для Брейгеля шутка. Картина нарисована во времена торжества герцога Альбы (1567), когда голод неурожайного года спешил за людьми, как верная собака. Крестьянин, школяр и рыцарь - собственно, народ, все его сословия в те времена - лежат праздные под деревом изобилия, полагая, что достигли предела своих желаний. Таково было общество перед нидерландской революцией, которая началась через год и продолжалась 80 лет. Все прочие революции были следствием Нидерландской.

Это они, брейгелевские дураки, лежат, не представляя, что можно потивопоставить "антикризисному" кровавому террору герцога Альбы. А мы - и, разве что, художник из гильдии св.Луки - знаем будущее, знаем, чем закончатся казни "еретиков", бесчинства солдат и введение алькабалы и - уже начали борьбу лесные и морские гёзы, впереди - ловушка для птиц, иначе - оборона Харлема, Алкмара, Лейдена, самоуправление, Генеральные штаты всех нидерландских провинций, комитеты восемнадцати), Гент, крестьянское движение во Фландрии, Брабанте, Гронингене, Дренте, Фрисландии, и - республика.

PS

Галерея

Искусствоведческая статья

Искусствоведческая статья-2

Историческая статья