[Список текстов] [Войти]

Любава

    Бездомная история желает познакомиться

Для феминисток: Любой текст о борьбе за женские права должен предлагать варианты действия. Никому не нужны пустые наукообразные рассуждения. Перед вами — проект, который вы можете использовать для восстановления после выгорания — огромная женская сеть разделяет ваши взгляды. Также этот текст подходит для работы в группах, для организации выставок и ворк-шопов. Забирайте его, режьте на части, дополняйте, исправляйте, сопровождайте иллюстрациями, коллажами и комментариями. Попробуйте сделать что-то своё, вдохновившись примерами со всего мира.

Как вы считаете, нужно ли создавать отдельные музеи для женщин? Не торопитесь отвечать. На сайте Интернациональной Ассоциации Женских Музеев IAWM уже зарегистрировано 69 существующих и 14 виртуальных музеев, а также 39 музейных инициатив. Аргентина, Австралия, Вьетнам, Китай, Нидерланды, Дания, Индия, Германия, Испания, Австрия, Гамбия, США, Сенегал, Румыния, Швеция… — музеи повсюду, только перечисление их названий заняло бы несколько страниц. Руководит ассоциацией международный женский совет, президентом является норвежка Mona Holm. Учредительный офис находится в Бонне, административный офис — в Мерано, при музее.

Европа

Италия

Итальянский Музей Женщин (Мерано) существует с 1988 года. Изначально это была коллекция женской одежды 19-20 века, основанная Эвелин Ортнер. Позднее среди экспонатов появились обувь, украшения, хозяйственные принадлежности, прялки, швейные машинки, детские коляски, парикмахерские приспособления, книги и документы о жизни женщин. В музее работало в буквальном смысле полтора человека (полная ставка и пол-ставки), а также волонтеры. Их усилиями в 2008 году была проведена первая международная конференция. Тогда впервые встретились 25 активисток из разных стран, а всемирно известная правозащитница Ширин Эбади (из иранского женского музея) высказалась в поддержку создания мировой сети: «Женщины — это те, кто пишет историю мира! В каждой стране мира должен быть Женский музей!». Затем состоялись международные встречи в Бонне, Буэнос-Айресе, австралийском Элис-Спрингс, Мехико.

В свободное от революционных конгрессов время полтора сотрудника из Мерано терпеливо проводили школьные экскурсии и уроки, феминистские мероприятия, торговали украшениями и книгами — делали всё, что считали нужным для достижения гендерного равенства. В 2013-15 годах Museo delle Donne перешел к глобальным исследованиям и принял участие в международной программе «She-Culture», «анализирующей культурную и гендерную политику на европейском и национальном уровне», а также «изучающей деятельность женских музеев и влияние женских музеев на общество».

Германия

А как появился офис Интернациональной Ассоциации Женских Музеев в Бонне? Думаете, правительство Германии издало на этот счёт специальный указ и под звуки духового оркестра женщины-историки въехали в роскошное здание? С точностью до наоборот, помещение было захвачено нелегально! В 1981 году художница Марианна Питцен переместила личную коллекцию в заброшенный магазин одежды и основала первый в мире Женский музей (Бонн). Позже она получила официальное разрешение использовать здание, провела около тысячи выставок, сделала видимым творчество 3000 женщин. Сейчас в музее хранится более 1000 произведений искусства со всего мира, более 10 000 репортажей о художницах, а также материалы о местном движении за права женщин. Женский музей Бонна устраивает кинопоказы, дискуссии, группы чтения, перформансы, музыкальные события, вечеринки для пожилых женщин, курсы для начинающих художников, программы для детей…

В Берлине, в Нюренберге, в Бремене и в других немецких городах тоже есть женские музеи! Упомянем только некоторые. Museum Frauenkultur Regional-International, Fürth был основан в 2003 году и получил помещение размером 250 кв.м. в 2006 году. Сотрудников интересует противостояние культурному и этническому центризму, повседневная жизнь женщин, женский труд. Музей действует как культурный центр, организует временные выставки, сохраняет архив и библиотеку, устраивает писательские ворк-шопы, поэтические и музыкальные вечера, исторические прогулки.

В 1984 году семь женщин — адвокат, историк, монтажер кино, художник-график, социолог и два учителя — основали Висбаденский Женский музей, для того, чтобы рассказать о значении женщин для мировой истории и для города, а также чтобы создать пространство для дебатов и выставок. В музее показана жизнь женщин со времен каменного века до сегодняшних дней, национальная история демонстрируется наряду с международной. В год проходит от 4 до 10 специальных выставок, публикуются каталоги и монографии. Существует архив-библиотека, ядро которой составляют материалы о женской городской истории. Frauenmuseum тесно сотрудничает с женскими музеями в Швейцарии, Нидерландах, Норвегии и США, проводит арт-воркшопы, лекции, концерты, чтения, кинопоказы, театральные и танцевальные представления, семинары и экскурсии, исторические туры по городу, делает особый акцент на программах для детей. При музее работает книжный магазин.

Первый в истории музей женщины-художницы (Paula Modersohn-Becker Museum) находится в Бремене. Он был основан в 1927 году для того, чтобы сохранить наследие Паулы Модерзон-Беккер и других художниц-модернисток. Музей проводит выставки, экскурсии, арт-завтраки, вечерние туры, семинары, группы чтения, программы для детей (в том числе дни рождения). При музее работает арт-магазин.

16 мая 1986 года художница-феминистка Gisela Breitling и её подруги основали в Берлине крошечный Das Verborgene Museum (Скрытый музей), посвятив свою жизнь изучению «забытого» женского искусства начала 20 века. Забытого — потому что в те времена патриархальный арт-мир не интересовался женским искусством. В музее нет постоянной экспозиции, проводятся три выставки в год (живопись, фото, скульптура, архитектура), устраиваются музыкальные мероприятия, чтения и лекции. В закрытом для публики архиве проводятся академические исследования.

Австрия

Женский музей в Хиттзау Das Frauenmuseum Hittisau был основан Elisabeth Stöckler в 2000 году. Взаимосвязи политической и культурной женской истории, региональный и интернациональный контекст, просвещение и противостояние патриархальной истории, архивная работа и живой активизм — основные направления деятельности этого феминистского коллектива, который в настоящее время возглавляет Stefania Pitscheider Soraperra.

Дания

В столице Дании существует гигантский гендерный архив, библиотека KVINFO ( «køn viden information forskning»). Это часть национального центра гендерных исследований и располагается она внутри Королевской библиотеки. Книги и журналы хранятся в двух залах, в помещении проводят выставки, встречи, лекции.  Начало библиотечной коллекции положила Nynne Koch — писательница, феминистка, философ, исследовательница. Будучи уже известной гражданской активисткой, в 1961 году она начала работу в Королевской библиотеке. Нинне была идеологом многих феминистских проектов. Сейчас в собрании 20 000 изданий, охватывающих все области гендерных исследований. Фотоархив содержит 5000 фотографий (с 1880 по 1940 годы), гендерную статистику, биографии и автобиографии известных женщин, а также неопубликованные материалы — самиздат и научные разработки. В фонде 14 000 книг, 350 журналов, 6500 диссертаций, докладов и листовок. Большая часть коллекции — это материалы, опубликованные после 1980 года, на на датском, норвежском, шведском или английском языках. Ежегодно в библиотеку поступает порядка 800 новых единиц хранения. Для поиска по библиотеке можно использовать онлайн-каталог. Управляются с архивом семь сотрудниц и волонтёры. KVINFOs bibliotek — далеко не единственная в мире и даже в Копенгагене гендерная библиотека. Датчанки ведут много интернациональных проектов и инициируют создание похожих исследовательских центров в других странах.

В 1982 году в маленьком датском городке Орхусе несколько феминисток основали Женский музей. Экспозиция открылась через два года. В 1991 году музей приобрел национальный статус, здание было отреставрировано. Музей посвящен роли женщин в Истории Дании. Серьезный акцент сделан на истории борьбы за права женщин. Есть постояные и временные выставки, инфоцентр, библиотека, книжный магазин, кафе, игровая комната для детей. Архив содержит тысячи книг, интервью и десятки тысяч фотографий, что делает музей притягательным для исследователей. Музей в Орхусе принимает участие в феминистских политических акциях и общекультурных городских мероприятиях.

Швеция

В Швеции вызов патриархальной гетеронормативности бросает муниципальный Kvinnohistoriskt museum (Umeå, с 2014 года). Музей занимает 700 квадратных метров, и в нём обсуждают вопросы пола, власти, идентичности. Шведки считают, что пытаясь отыскать женщин в истории, люди находят белые пятна и молчание. Что женщин изгоняли с социальной арены, из образовательных учреждений. Поэтому женщинами сделано меньше изобретений, нарисовано меньше шедевров, построено меньше домов и написано меньше книг. Конечно, некоторые женщины всё же появляются в хрониках патриархальной истории. Но большая часть знаний, навыков, интересов, деятельности и воспоминаний о женщинах считается несущественными, малоинтересными, недостойными документирования и сохранения. Таким образом женщин убирают с первого плана. Шведский женский исторический музей проводит временные выставки, является политическим и просветительским центром.

Шведский же Museum Anna Nordlander (Skellefteå) интересует критика традиционной гендерной идентичности и традиционных ролей, а также иерархические и социальные структуры в искусстве. Муниципальный музей современного искусства располагается в доме художницы Anna Nordlander — одной из первых женщин, учившейся в Королевской академии в Стокгольме — и сохраняет около 40 ее работ. Открытию в 1995 году предшествовало 9 лет подготовки. Кроме постоянной и временных выставок в музее проходят семинары по гендерной тематике, школьные и другие образовательные программы.

Норвегия

Скандинавы придумали небесный музей. Авиакомпания Norwegian размещает на хвостах своих самолётов имена и фотографии выдающихся деятелей истории, культуры, политики. И среди них есть женщины. Учитывая набирающее силу норвежское движение за возвращение женщин в пространство города, культуры и истории, в ближайшем будущем женских «героинь хвоста» («Haleheltinne») будет больше. А пока — если повезет — пассажирка может попасть в салон самолёта, посвященного феминисткам Амалии Скрам, Фредрикке Марие Квам, Минне Кант, фигуристке Соне Хени, сказочнице Сельме Лагерлеф, путешественнице Карен Бликсен, актрисе Грете Гарбо, поэтессе Глории Фуэртес. А полистав журнал авиакомпании — узнать, что когда-то люди отказывались летать, если самолётом управляла женщина. Поэтому первая норвежская женщина-пилот Дагни Берген не смогла найти работу по специальности и была гувернанткой. Успешной была карьера только у второй женщины-пилота Гидскен Якобсон.

Ну что, вы задумались о том, что неплохо бы организовать женский музей в вашем городе, но у вас нет никаких ресурсов? Судя по опыту ваших предшественниц, отсутствие ресурсов и есть повод создавать женский музей! Норвежский Kvinnemuseet  находится в городе Kongsvinger и был задуман Кари Соммерсет Якобсен в 80-х. Сначала группа активисток, вдохновленная датским и вьетнамским женскими музеями, организовала несколько выставок, посвященных женской истории. Затем активистки добились разрешения занять обреченный на снос дом Дагни Юль и шесть лет ремонтировали его. В 1995 году музей был торжественно открыт королевой Соней. Своей задачей музей считает возвращение женских имён в историю и создание равноправного общества. Это политический и культурный центр, который проводит множество мероприятий, в том числе феминистские политические акции. На сайте музея вы можете посмотреть интерактивные выставки, посвященные истории абортов, борьбе за право голоса, биографическую выставку о норвежской писательнице Дагни Юль.

Украина

Музей жіночої та гендерної історії (Харьков), был основан Татьяной Исаевой в 2008 году. Экспонаты хранятся в комнате коммунальной квартиры, экскурсии проводятся по предзаказу — в месяц музей посещает около 100 человек. В музее 12 экспозиций, более 3000 экспонатов о украинской и между-народной гендерной истории: книги, фильмы, фотографии, предметы быта, одежда, сувениры, плакаты, листовки. В 2016 году в Харькове открылся Центр гендерной культуры, украинский Женский музей стал его подразделением.

Россия

В Москве давно существует частный ЛГБТ-архив, в 2017 году появилась робкая группа под названием Женский музей.  Коллекция пока не имеет постоянного помещения, но некоторые экспонаты демонстрируются на феминистских мероприятиях. Желающие участвовать в проекте могут написать whnzine@gmail.com

Румыния

Museums and memorial houses в деревне Dragomireşti, женский музей румынских сельских женщин, открыт в бывшей крестьянской усадьбе. Музей показывает инструменты для изготовления тканей, печь, кухонную утварь, украшения, сохраняет женские традиции, обряды, суеверия, национальную одежду.

Черногория

Виртуальный Muzej žena Crne Gore был основан феминистками из Подгорицы в 2013 году. Он собирает, переоценивает и представляет публике документы о жизни женщин в Черногории, воссоздает невидимую, утраченную историю. Фонд музея — это фотографии, книги, биографии, хроники, газетные публикации.

Франция

В 2015 году Aude Lorriaux написала большой и интересный текст о том, почему во Франции до сих пор нет женского музея, проиллюстрировав его фотографией работы Марии Башкирцевой. Журналистка рассказала, как развивалась женская историческая идея и как в 2004 году был создан виртуальный  музей, раскритиковала Верхне-Савойский Музей женщин, который вместо истории феминизма выставляет кружева. Aude считает, что причинами бездомности женской французской истории является разрозненность женского движения, давление «мужского» музейного сообщества. Оказывается, французский музейный мир остаётся преимущественно мужским. Только 24% из 542 работ, приобретенных музеями в 2011 году, были созданы женщинами. Из 26 учреждений, отвечающих 32 национальных музея, только 31% возглавляется женщинами (2015). Aude Lorriaux считает, что ситуация с женским музеем — это зеркало уровня развития общества, отражение реальной ситуации с правами женщин. Она приводит множество противоречивых женских мнений о будущем музее. Звучит идея о том, что не каждый женский музей обязательно является феминистским, что нужен именно политический музей. В финале статьи рассказывается о том, что существующие музеи пытаются феминизировать коллекции и проводят специальные фемвыставки.

Великобритания

Летом 2015 года лондонцы с нетерпением ожидали открытия первого музея женской истории в Ист-Энде. Экспозиция должна была охватить период с викторианской эпохи до нашего времени. Музей действительно открылся, но оказалось, что основатели по никому не ведомым причинам изменили тематическую направленность музея. Экспозиция была посвящена жертвам Джека-Потрошителя! Феминистки немедленно начали акции протеста. Они требовали закрыть музей серийного убийцы и переоборудовать здание для музея суфражисток. В городе начались пикеты, появились огромные плакаты кампании, в интернете — петиция «Celebrate Suffragettes not serial killers». Воз и ныне там: музей убийцы женщин существует, музея женской истории нет. В какой-то степени любой музей, в котором представлена только патриархальная точка зрения — это музей серийных убийц, убийц женской истории. Общество, словно безумец, изображающий паралич, волочит за собой половину своего тела, отказываясь признавать ее существование и значимость, ее жизне- и дееспособность.

Испания

22 ноября 2006 года, в андалузийский день цыган в одной из жилых пещер квартала Сакромонте Мария Долорес Фернандес Фернандес, Моника де ла Эредиа и Эмилия Цеперо Мунарриз открыли Этнологический музей цыганских женщин Museo Etnológico Mujer Gitana, изучающий женский вклад в историю народа рома, рассказывающий о фламенко, литературе, скульптуре, медицине, костюмах, предметах быта. Музей состоит из 15 комнат-пещер. Демонстрируется кочевая кибитка. Проводятся специальные программы для детей.

Женщинам нужны собственные музеи в каждой стране, в каждом городе. Но что делать с музеями, которые уже существуют или только планируются? Как должна происходить феминизация существующих площадок? Ответ можно найти в мадридском Центре искусств королевы Софии, одном из самых посещаемых музеев мира. Для того, чтобы бросить вызов традиционной интерпретации художественных работ, раскрыть богатство исторических, социальных и политических последствий художественного акта, чтобы добиться признания значимости женского искусства в борьбе с образами мужского доминирования проводятся бесплатные феминистские экскурсии. Рассказывается о художницах Maruja Mallo, Germaine Dulac, Dora Maar и конечно же, о великой Анхелес Сантос Торроэлья. Одна из её картин, «Мир» — огромная, занимает музейную стену. Мы можем видеть эту работу благодаря исключительному везению, сопутствовавшему Анхелес — состоятельная семья, художественное образование, изначальная вовлеченность в круг творческой элиты. Сложно себе представить, чтобы в наше время какая-нибудь провинциальная 18-летняя художница получила бы в свое распоряжение огромный холст и соответствующую его размерам мастерскую, дорогостоящие кисти и краски, чтобы у нее нашлось время для рисования, рекомендации для участия в серьезной выставке и влиятельные покровители. Анхелес Сантос Торроэлья, однако, не удалось преодолеть мачизм художественного сообщества, её работы пока лишь прислоняются к монолитной стене искусства мертвых белых мужчин.

В Барселоне есть множество маленьких женских исторических центров, но наибольший интерес вызывают два феминистских динозавра, La Bonne и Ca la Dona. Первая европейская женская библиотека Biblioteca de la Dona была основана именно в Барселоне, в 1909 году, при частном образовательном учреждении Francesca Bonnemaison de Verdaguer, позволяющем женщинам получить высшее образование, интегрироваться в общество вне дома. Бесценная коллекция библиотеки и института во время гражданской войны сохранялась в городском архиве, а в 2003 году в сердце квартала Борн был открыт современный центр женской культуры Centro de Cultura de Mujeres Francesca Bonnemaison. Здесь работает библиотека, проходят фестивали, круглые столы, концерты, воркшопы, организуются политические мероприятия, работают различные мастерские.

Около тридцати лет назад барселонки решили, что городу требуется пространство, где могли бы собираться все феминистки. После безрезультатных переговоров с властями в 1987 году в районе Побле Сек начались протесты, захваты помещений, столкновения с полицией, слезоточивый газ. В октябре городской совет обязался финансировать помещение. Так в июне 1988 год родилась Ca la Dona. В наши дни это одно из крупнейших женских культурно-исторических объединений в стране. Более 20 женских организаций работают в стенах Ca la Dona. Прежде всего это FemArt, самоорганизовавшийся в 1984 году как площадка для местных художниц, пространство для феминистской живописи, фотографии, скульптуры, кино, концептуальных проектов. Благодаря FemArt работы женщин стали видимыми не только для зрителей, но и для специалистов. Огромное значение имеет собранный архив, созданная сеть женщин-художников. Кроме FemArta в здании Ca la Dona размещаются еще более 20 политических и культурных групп! Ca la Dona устраивает летнюю школу феминизма, приглашает для чтения лекций феминисток из других стран.

* Про все барселонские коллективы вы можете найти информацию в этом блоге, используя строку поиска справа.

Португалия

Невозможно не упомянуть Музей Паулы Рего, Дом историй (Casa das Histórias Paula Rego), который находится в португальском городе Кашкайш. Почти всё творчество Паулы посвящено осознанию перенесенного, происходящего, предстоящего, неизбежного насилия. Темы, которые не принято помещать на холсты — аборты, женское обрезание, инцест, семейное насилие — это краски Рего.

Нидерланды

Будущий Музей женского искусства FemArtMuseum в Амстердаме в 2006 году основала Freda Dröes, возмущенная тем, что почти все работы, размещенные в музеях — это работы «мёртвых белых мужчин». Во всём мире только 4% музейных работ — женские, патриархальные мертвецы определяют каноны современного мирового искусства. Музейный мир преимущественно мужской и в том смысле, что большинство музеев возглавляют мужчины, именно они решают, чьи работы приобретать и чьи выставки делать. У FemArtMuseum нет собственного здания, коллекции, бюджета и постоянного штата, он работает исключительно за счёт волонтерской помощи. Более полусотни людей пообещали сделать пожертвования в том случае, если музей получит постоянное помещение. Коллектив сотрудничает с другими женскими музеями по всему миру, устраивает виртуальные выставки на своём сайте и временные выставки в дружественных галереях и студиях. Амстердамские феминистки считают, что в прошлом женщин-художниц недооценивали, исключали из поля зрения, считая, что женщины не имеют никакого художественного таланта, и должны играть роль матери и жены при «настоящих» художниках. В наши дни, когда женщины художники получили больше признания, директора музеев всё равно не торопятся приобретать их работы. На сайте FemArtMuseum есть виртуальные выставки, биографии художниц, список голландских музеев, возглавляемых женщинами и очень любопытная статистика о женщинах в искусстве. «Микеланджело, Караваджо, Роден, Пикассо — кто не знает их? Ангиссола, Джентилески, Клодель, Гончарова — кто их знает?»

***

Что такое непатриархальная история? Что не так с обычными музеями? Как правило, они представляют точку зрения доминирующего класса, мужчин. Всё, что касается мужчин — подаётся как сверхзначимое. Всё, что касается женщин — обезличивается, обесценивается, высмеивается, замалчивается, отодвигается на второй план. Получается, что новое поколение воспитывается на безальтернативной истории, милитаристской героике, иерархических ценностях. Исключается даже возможность существования других приоритетов и точек зрения. И не только женская история подвергается цензуре — любая непатриархальная история изгоняется из официальных музеев и даже существование таковой ставится под сомнение. Чёрная история, квир-история, история низового активизма, история борьбы за права животных… Тем не менее в последние десятилетия во всём мире наблюдается рост и консолидация непатриархальных исторических групп. И быстрее прочих плывут корабли женской истории.

Америка

США

19 июля 1848 года, в Америке, в Сенека-Фоллз (Нью-Йорк), прошел первый конгресс по правам женщин и — при деятельном участии аболиционисток Элизабет Кэйди Стэнтон и Лукреции Мотт — была принята Декларация женского движения (Declaration of Sentiments). В 1980 году в память о первом конгрессе в Сенека-Фоллз был создан Национальный парк женских прав, Womens Rights National Park.  В музейных зданиях, на поляне и около монументов теперь проходят конференции и просветительские программы.

Огромная коллекция предметов, фотографий, документов, связанных с борьбой за права голоса для женщин в США сохраняется и благодаря музею на Капитолийском холме в Вашингтоне (National Woman’s Party at Belmont-Paul Women’s Equality National Monument).

Американская просветительница, писательница, суфражистка Сьюзен Браунелл Энтони была выдающимся лидером женского движения, одной из основательниц Nation Woman Suffrage Association. Сейчас в доме, где располагался штаб Суфражистской ассоциации — в Рочестере (Нью-Йорк, США) — находится музей женской истории и просветительский центр. Но не только музей напоминает американкам о борьбе за право голоса. 80-летие Сьюзен Браунелл Энтони праздновали в Белом доме. Она стала первой женщиной, изображённой на монетах США. День рождения Сьюзен — 15 февраля — теперь отмечают как праздник борьбы за избирательные права женщин в Соединённых Штатах. Флорида стала первым штатом, которая сделала 15 февраля официальным праздником.

Восьмидесятые и поэзия — вот корни современного американского исторического женского движения. Сначала не было ничего, а потом поэтесса и феминистка Герда Лернер сказала, что женская история имеет значение. В 1970 году поэтесса и активистка Робин Морган (та самая, которая совместила венерино зеркало с кулаком, создав символ движения) придумала слово “Herstory” / “Её история”. В то же самое время поэтесса и художница Джуди Чикаго соединила слова «феминистское» и «искусство». Затем было бесчисленное множество художественно-политических протестов, манифестов, собраний, дискуссий, скандалов, книжек, работы в малых группах, слёз и крови. За десять лет можно популяризовать любую идею, в этот раз тоже не пришлось ждать дольше.

В марте 1978 годе в Сонома (Калифорния, США) по инициативе независимых активисток прошла первая Неделя женской истории. В следующем году об этом рассказали на американской конференции по женской истории. Участницы конференции немедленно рекомендовали формат недели всем женским сообществам, организациям и школьным округам, поддержали обращение к правительству США.

В 1979 году пришло время идеологической атаки громадного коллектива под руководством художницы Джуди Чикаго. 400 человек закончили работу над проектом “Званый ужин”(The Dinner Party) для Музея современного искусства Сан-Франциско. На треугольном столе располагались 39 кувертов, каждый из которых представлял известную женщину — реальную или мифическую. Проект выставлялся в разных городах и странах для 15 млн. человек, с 2007 года включен в постоянную экспозицию Бруклинского музея.

В 1980 году Неделя женской истории приобрела национальный статус и даже президент США начал выпускать специальные прокламации о женской истории. Феминисткам показалось, что этого недостаточно. В 1987 году некоммерческая организация “Национальный проект женской истории” (Санта Роза, Сонома, Калифорния) добилась признания правительством марта Месяцем женской истории.

Сейчас процесс генерализовался — месяц женской истории отмечается на государственном уровне в Австралии и Великобритании. Активистки во Франции и Каталонии отмечают Месяц женской истории силами своих сообществ. В Канаде Месяц женской истории проводят не в марте, а в октябре — в память о судебном решении 1929 года о политическом равноправии. В США женская история включена в образовательные программы. В университетах присуждают докторские степени по женской истории.

Политическое действие приводит к появлению артефактов — вещей, которые негде хранить, но совершенно нельзя выбрасывать. Листовки, транспаранты, флаги, макеты, плакаты, фотографии, квитанции о уплате штрафов, судебные постановления, самодельные журналы, письма и книги знакомых заполняют дома активистов. Всё это происходило и с Мэри Маршал из Сан-Диего, которая с 1983 года собирала феминистские штучки у себя дома. В 1995 году по настоянию подруг Мэри начала устраивать выставки. В 1997 году музей переехал в здание ART UNION, экспозиция стала доступна для посетителей на регулярной основе. В наши дни Women’s History Museum and Educational Center womensmuseumca.org — один из шести крупных исторических женских музеев США, политический, общественный, культурный центр мирового значения. Здесь проходят выставки о суфражистках, о женщинах — основательницах Калифорнии, сохраняется архив местного движения за равноправие. Сотрудницы ведут феминистский блог и снимают ролики для видеоканала на ютуб.

 

Таких, как Мэри Маршал, в США очень много. Идея о том, чтобы объединить персональные коллекции в форме единого национального музея возникла у местных феминисток еще 1996 году. Административный офис будущего National Women’s History Museum сейчас располагается в Александрии, штат Вирджиния, США, и его сотрудницы намерены бороться до тех пор, пока глобальный музей не будет создан.

Может ли какая-нибудь путешественница, кроме сетевой, обойти и изучить все женские музеи? Конечно! Особенно если у нее есть музей на колёсах: Women’s History Museum on wheels (West Liberty, Virginia, USA).  Этот замечательный автобус с 1990 года сохраняет артефакты, документы и памятные вещи более чем 20 героинь американской истории — социальных реформаторов и первопроходцев 19-20 веков — книги, письма, фотографии, голоса Клары Бартон, Мэри Харрис «Матери» Джонс, Хелен Келлер, Полли Томпсон, Флоренс Найтингейл, Джейн Аддамс, Соджорнер Трут, Элеоноры Рузвельт и других.

В Бруклине (США) с 1995 года успешно работает Jewish Women’s Archive.  Сотрудницы архива считают своей миссией документирование историй американок еврейского происхождения, исследование прошлого для понимания проблем современных женщин. Работая в социальных сетях и сми, активистки стараются вдохновить американок на борьбу за перемены.

Нью-Йоркский National Museum of Women in the Arts был основан в 1987 году. Он является единственным в мире крупным музеем, представляющем исключительно женские работы. Создан для противостояния гендерному дисбалансу в искусстве и для расширения публичного пространства для художниц. В коллекции более 4500 объектов, ежегодно проводится 10 выставок международного уровня. В библиотеке и научно-исследовательском центре хранится 18500 книг. Что еще происходит в Национальном Музее Женщин в Искусстве? Концерты, кинопоказы, чтения, программы для учащихся, онлайн-выставки, издательские проекты.

Аргентина

Женский музей Аргентины — это информационный, культурный и политический центр в столице страны, Буэнос-Айрес. Идея его создания возникла еще в 1989 году, но открытие состоялось только в 2006 и это было беспрецедентное событие для Латинской Америки. С самого начала совместной работы коллектив занимался историческими исследованиями, международными мероприятиями, выставками и концертами, издательской деятельностью.

Мексика

Мексиканский женский музей был открыт 8 марта 2011 года в здании старой университетской типографии в городе Мехико. Проект поддерживали благотворительные фонды, государство, ученые, художники и частные лица, желавшие осветить историческую роль женщин и женский вклад в становление нации. При музее действует книжный магазин и киноклуб.

***

Мировое женское историческое движение только зарождается и почти вслепую пробирается между идейных когнитивных диссонансов. Может ли феминистка быть патриоткой? Может ли феминистка участвовать в патриархальной политической борьбе? Где проходит граница между независимостью и несолидарностью, милитаризмом и интернационализмом? Что такое женская история на самом деле, как отделить её от истории доминирующего класса, освободить от патриархальных персонажей, колониализма и сомнительной героики насилия? Вопросы эти не всегда разрешаются в пользу прогресса, административный ресурс часто пожирает феминистскую идею вместе с флагами, транспарантами, конференциями, рожками и ножками.

Австралия

В Австралии еще в 1950 году была основана квинслендская женская историческая ассоциация. В наше время организация базируется в Miegunyah House Museum.  Здесь есть архив, научно-исследовательский и издательский центр, мемориал женщин-пионеров штата, коллекция драгоценностей прежних хозяев особняка. К сожалению, музей не деконструирует патриархальные роли, идеализирует семейный уклад 19-20 веков, жизнь состоятельных семейств, патриотические подвиги, концепцию романтической любви. Но дереву общественной эволюции требуются переходные формы.

Национальный зал славы женщин-пионеров Австралии, The National Pioneer Women’s Hall of Fame, находится в Элис Спрингс. Он был основан Молли Кларк как частный музей в 1993 году, а теперь пользуется государственной и общественной поддержкой. Основной задачей музея с момента создания было восстановление и утверждение женской истории и борьба за права женщин. Это просветительский центр, галерея, архив, библиотека и магазин.

Азия

Вьетнам

В 1983 году в Хошимин «с одобрения Политбюро и Секретариата ЦК партии» появился Southern Women’s Museum. Экспозиция, расположенная на трех этажах и в десяти залах, рассказывает о традиционной женской одежде, о военной истории, о антиколониальной борьбе, о женщинах в политике. Здесь чествуют красных вождей и воспевают милитаризм.

Государственный Vietnamese Women’s Museum в Ханое основан в 1987 и открыт в 1995 году — тоже под облаками коммунистической пропаганды в нищей и бесправной стране. Музей специализируется на предметах повседневного традиционного женского быта (в коллекции более 28 000 предметов), занимается героизацией революционно-патриотической истории. В 2013 году TripAdvisor включил Вьетнамский музей в топ-25 самых интересных музеев Азии.

Китай, Япония, Корея

После пяти лет подготовительных работ в 2002 году в университете Шэньси  открылся первый китайский музей женской культуры Women Culture Museum in Xian. Основу его составила коллекция знаменитой исследовательницы женской истории, профессора Ли Сяоцзян — около четырёхсот экспонатов. Музей стал быстро наполнятся произведениями искусства и предметами быта, рассказывающими о женщинах всех провинций страны. В архивы попали книги, древние хроники. Музей сразу же стал центром гендерных исследований и борьбы за гендерное равенство, женской арт-площадкой.

Women’s Active Museum on War and Peace был открыт в Токио в 2005 году, к шестидесятилетнему юбилею поражения Японии во Второй мировой войне. Музей собирает, сохраняет для потомков и демонстрирует свидетельства военных преступлений против женщин, для того чтобы предотвратить подобные преступления когда-либо и где-либо. В музее рассказывается о судьбе азиатских «женщин для утешения», попавших в японских военных борделях. «28 декабря 2015 года правительство Японии признало свою ответственность за сексуальную эксплуатацию женщин в годы Второй мировой войны и объявило о готовности выплачивать компенсации жертвам.» Точно такие же музеи есть на Тайване (Тайпей) и в Корее (Сеул). Разделенное на три части общее женское горе сохраняется и передается потомкам.

Индия

Shashwati Women’s Museum был основан женщиной-профессором и писательницей Chi. Na. Mangala при женском колледже N.M.K.R.V. College в Бангалоре. Более 5000 экспонатов рассказывают о быте и творчестве индианок. На странице музея есть виртуальная коллекция, рассказывающая о женщинах Индии, в том числе о борцах за права человека.

Израиль

В 2012 году в интернете появились статьи о том, что бывший дворец шейха в Хайфе по инициативе Yael Nitzan будет превращен в Музей израильских женщин, Museum of Israeli Women. Многие женщины, эмигрировавшие в Израиль со всего мира, были высокообразованы и это сыграло важную роль в становлении государства. Крупнейший израильский эксперт по женской истории Esther Carmel-Hakim считает, что необходимо не только создание женского музея, но и феминизация существующих. Но женское, феминное — не всегда значит феминистское. Создательница израильского музея женщин говорит не только о гуманистках, но также о патриархальных героинях — женщинах-военных, женщинах, встроенных в вертикаль власти. Благодаря мужчинам арабо-израильский конфликт продолжается более века, а его главные жертвы — женщины и дети, арабские и еврейские женщины и дети.

Объединённые Арабские Эмираты

В Дубаи с 2014 года существует национальный архив женской истории, The Women’s Museum at Bait Al Banat. Сохраняются документы, посвященные женщинам в в искусстве, науке, бизнесе, культуре, политике. Музей был создан женщиной-врачом, президентом Arab Network for Women in Science and Technology, профессором Rafia Ghubash — создан для того, чтобы разрушить стереотипы и выявить исключительную роль, которую женщины сыграли в формировании общества ОАЭ. В галерее музея представлено современное женское искусство. А еще там есть особый зал, посвященный мудрому местному шейху и его вкладу в женское движение. И открывал музей тоже мудрый шейх. И на фотографиях с сайта музея изображены посетители-мужчины. Женщины Объединенных Арабских Эмиратов используют все свои силы и рискуют жизнью, когда выступают за свои права. И по-прежнему остаются одними из самых угнетенных в мире.

Африка

Сенегал

Среди экспонатов Musée de la Femme sénégalaise Henriette Bathily, который был создан в 1994 году в Дакаре тремя женщинами Annette Mbaye d’Erneville, Adama Cissé Wellé и Ousmane William Mbaye — предметы колониального периода, сельскохозяйственные и музыкальные инструменты, керамика, фотографии, художественные работы; есть историческая феминистская выставка. В музее организуются ремесленные семинары, курсы грамотности, гражданского образования, охраны окружающей среды, литературное кафе. Есть проекты для женщин-инвалидов. Работает библиотека, исследовательский центр, кафе и магазин.

Гамбия

Женский музей и арт-центр Mama Africa был открыт в февраля 2010 года для сохранения коллекции известной гамбийской художницы Isha Fofana и других произведений искусства, созданными западно-африканскими женщинами. В 2013 году музей переместился в просторное двухэтажное здание в деревне Batokunku в Kombo South. Музей сотрудничает с международной сетью женских музеев, проводит просветительские программы и позволяет туристам получить представление о культуре региона.

***

В американском Салеме, австрийском Ригерсбурге, в испанском Сугаррамурди есть Музеи ведьм. Документы процессов, орудия пыток, одежда, предметы быта и фигуры напоминают о страданиях невинно осужденных религиозными фанатиками. Большую часть жертв инквизиции составляли мужчины, однако были и женские процессы. Обывательские представления о ведьме-женщине и о том, что в колдовстве чаще обвиняли женщин, появились в связи с демонизацией женщин — особенно незамужних — христианским учением. Выходит, музеи ведьм сохраняют память о преступлении более страшном: cредневековая демонизация женщин стала фундаментом для системного классового угнетения женщин в наше время. В Африке, Мексике, Индии, Индонезии и Малайзии на ведьм до сих пор охотятся. Во многих странах (в Норвегии, в Германии, Шотландии, США и других) жертвы христианской инквизиции реабилитированы, правительства извиняются перед семьями казнённых и выплачивают компенсации. Один из мемориалов — Steilneset Memorial — располагается в Норвегии, в Финнмарке, на острове Вардо. Он представляет из себя зал памяти и вечный костер.

***

В основу этого текста легли материалы сетевого проекта «Один день — один женский музей», который проходил с 13 февраля по 31 марта 2017 года и был приурочен к Месяцу женской истории в России. Конечно, мне не удалось ни тогда, ни сейчас написать про все существующие музеи. Новые инициативы и музеи появляются постоянно — даже пока я пишу этот текст — и с каждым годом всё больше женщин присоединяются к движению. Мне бы очень хотелось, чтобы на карте Интернациональной Ассоциации Женских Музеев IAWM в пустыне пост-советского пространства расцвели фиолетовые цветочки женской истории.